История отдела
Аспирантура Института востоковедения РАН: основные этапы развития
На протяжении более чем шестидесяти лет Институт востоковедения РАН является авторитетным государственным и международным научно-образовательным центром по подготовке научных кадров высшей квалификации в области востоковедных наук.
Система профессиональной подготовки научных кадров в ИВ РАН начала создаваться в начале 50-х годов прошлого столетия. В это непростое послевоенное время, когда высшее руководство страны пришло к осознанию неотложной необходимости системного и всестороннего изучения современного Востока, остро встал вопрос о подготовке востоковедных кадров. Как следствие, в Институте востоковедения, который к этому времени был перебазирован в Москву, учреждается аспирантура и появляются первые аспиранты, составившие в последующем костяк нового послевоенного поколения советских востоковедов.
В годы директорства академика Гафурова Б.Г (1956 г. – 1977 г.) аспирантура переживает период активного развития и преобразовывается в полноценную внутриинститутскую систему подготовки научных кадров мирового уровня. В это время происходит значительное увеличение численности аспирантов и докторантов, рост числа защит кандидатских и докторских диссертаций, становление и развитие новых научных школ. «Гафуровский» период в истории аспирантуры примечателен и тем, что в эти годы чрезвычайно расширяются международные научные связи Института, который становится крупнейшим центром по подготовке национальных научных кадров для стран Востока.
В период руководства академика Примакова Е.М. (1977 г. – 1985 г.) работа по воспроизводству востоковедных научных кадров по-прежнему являлась одним из важнейших направлений в деятельности института. Примаков Е.М. уделял особое внимание аспирантуре как ключевому элементу обеспечения преемственности между различными поколениями ученых, развитию научных школ, сохранению академических традиций. Вместе с тем институт продолжает развивать тесные связи с образовательными и научными организациями восточных стран и деятельно способствует становлению в них научных сообществ. Так, в середине 1980-х годов в аспирантуре обучалось до 200 молодых ученых, половина из которых приехала из афроазиатских стран, а около четверти – из республик Средней Азии, Казахстана, Закавказья.
В 1990-е годы XX века – во время руководства член-корреспондента Академии наук СССР Капицы М.С. и в первые годы XXI столетия – в период директорства Рыбакова Р.Б. аспирантура продолжает успешно выполнять функцию основной кузницы молодых научных кадров института. Однако это время серьезных перемен как в отечественной науке и образовании, так и во внешней политике России. В ответ на новые веяния времени развивается и содержание аспирантской подготовки: регулярно проводятся школы-конференции для аспирантов, периодически выходит специализированный сборник научных работ аспирантов, модернизируется учебный процесс, внедряются новые образовательные программы.
Известные ученые, политики и дипломаты,
окончившие аспирантуру или защитившие диссертации
в Институте востоковедения РАН
За все время существования аспирантуры института её успешно закончили не только тысячи соотечественников, но и многочисленные представители научной, политической, дипломатической и деловой элиты различных восточных государств. В аспирантуре прошли подготовку аспиранты из Сирии, Йемена, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Ирака, Афганистана, Алжира и др.
«В 1982 г. в Институте востоковедения защитил кандидатскую диссертацию Махмуд Аббас, прошли годы, и он стал председателем Исполнительного комитета Организации Освобождения Палестины и главой палестинской администрации. В 1980-е – начале 1990-х годов в аспирантуре ИВ РАН учились и защитили кандидатские диссертации Мунир аль-Хумуш – президент экономической ассоциации Сирии, Махмуд Занбуа – заместитель министра транспорта Сирии, Сулейман Абу Дияб – посол Сирии на Украине и многие другие»*.
В то же время в аспирантуре учились целевые аспиранты из разных Республик Советского Союза: Азербайджанской, Армянской, Грузинской, Таджикской, Казахской, Киргизской, Узбекской, Эстонской ССР, Тувинской, Бурятской, Дагестанской, Горно-Алтайской АССР.
«В Москве в 1969 г. защитила докторскую диссертацию «Государство Бабура в Кабуле и Индии» Сабохат Азимджанова, в 1950 – 1977 гг. она была директором Института востоковедения АН Узбекистана. В 1986 г. докторскую диссертацию «Ритуалы и мифы древней Анатолии» защитил Владислав Ардзинба, позднее первый президент Абхазии. В 1972 г. в Ленинградском отделении Института востоковедения кандидатскую диссертацию защитил Левон Тер-Петросян, будущий первый президент Армении»*.
«Институт оказал помощь в становлении науки дружественной Монголии. Первым президентом Академии наук Монголии был Б.Ш. Ширендыб (1961 – 1981), защитивший докторскую диссертацию в ИВАНе в 1960 г. учеником Ю.Н. Рериха является Ш. Бира, генеральный секретарь Международной ассоциации монголоведов, защитившей докторскую диссертацию в 1972 г.; в этом же году защитил докторскую диссертацию Н. Ишжамц – академик АН Монголии; защитили докторские диссертации Н. Лувсанчултэм – многолетний секретарь Президиума Народного хурала МНР; П. Харлоо – писатель, академик АН Монголии; Ц. Дамдинсурэн – видный монгольский писатель, академик»*.
______________________________________________________________
* Цитирование по книге «Век ушел». Автор Петр Шаститко. Москва, 2009 г.
Некоторые известные политические деятели,
защитившие диссертации в Институте востоковедения РАН
Махму́д Абба́с – президент Государства Палестина. Председатель движения ФАТХ. Доктор философских наук, кандидат исторических наук, почетный доктор МГИМО. Является почетным председателем Общества палестино-российской дружбы.
Доктор Сулейман Абу Дияб – полномочный министр Посольства САР в Москве. С 1989 по 1994 являлся Директором информационного агентства «Сана» в Москве. С 2004 по 2009 г. был Временным Поверенным, Полномочным министром Посольства САР на Украине. Кандидат исторических наук.
Владисла́в Григо́рьевич А́рдзинба (14.05.1945 – 04.02.2010) – абхазский государственный и политический деятель, президент Абхазии (16.11.1994 - 12.02.2005), историк-востоковед, доктор исторических наук.
Лево́н Ако́пович Тер-Петрося́н — армянский государственный и политический деятель, первый президент Республики Армения (11.11.1991 – 03.02.1998), доктор филологических наук.
Аспирантура ИВ РАН на современном этапе
На современном этапе система подготовки научных кадров высшей квалификации является основой наращивания интеллектуального потенциала института, формирования научной востоковедной элиты. Обучение аспирантов ведется в соответствии с федеральными образовательными стандартами и включает три главных компонента: образовательные программы, научно-исследовательская работа, педагогическая практика.
◙ Образовательные программы представляют собой комплекс актуальных специализированных востоковедных дисциплин, разработанных в научных подразделениях института. Все дисциплины посвящены исследованию разноплановой проблематики истории, экономики, политики и языкознания стран Востока и нацелены на углубленное изучение методологических и теоретических основ соответствующей научной специальности. Такой подход призван способствовать формированию у молодого ученого необходимых профессиональных компетенций, умений и навыков. Преподавание ведут опытные профессора и научные сотрудники ИВ РАН, ИЯ РАН, ИФ РАН.
◙ Научно-исследовательская подготовка аспирантов направлена на формирование таких умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, как: глубокое знание и применение научной методологии и методик проведения исследования; моделирование и проектирование научно-исследовательской деятельности; разработка научной проблемы и составление авторской программы решения исследовательских задач в области избранной темы исследования; апробация и презентации полученных результатов исследования.
◙ Педагогическая практика является логическим продолжением формирования опыта теоретической и прикладной профессиональной деятельности, полученного аспирантом в ходе обучения. Процесс прохождения педагогической практики аспирантом направлен на формирование, закрепление и развитие навыков преподавательской деятельности в образовательных учреждениях.
Обучение в аспирантуре ведется по следующим направлениям:
Направление подготовки: 46.06.01 «Исторические науки и археология»
Профиль подготовки: 07.00.03 «Всеобщая история»
Профиль подготовки: 07.00.09 Историография, источниковедение и методы исторического исследования.
Направление подготовки: 45.06.01 «Языкознание и литературоведение»
Профиль подготовки: 10.02.22 «Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, аборигенов Америки и Австралии (австронезийские, австротайские, синотибетские, алтайские, дравидийские, индоевропейские, северокавказские, семитские, чадские, нигеро-конголезские языки)»
Направление подготовки: 41.06.01 «Политические науки и регионоведение»
Профиль подготовки: 23.00.04 «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития»
Направление подготовки: 38.06.01 «Экономика»
Профиль подготовки: 08.00.14 «Мировая экономика»