Подробные правила приема в аспирантуру ИВ РАН
на 2022/23 учебный год

ПРАВИЛА ПРИЕМА на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ФГБУН Института востоковедения Российской академии наук на 2022 / 2023 учебный год

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее - Правила) регламентируют прием граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - поступающие) в федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (далее – ИВ РАН, Институт) на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее соответственно - программы аспирантуры), в том числе особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов.

1.2. ИВ РАН объявляет прием на обучение по программам аспирантуры (далее - прием на обучение) при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее – научные специальности).

1.3. К освоению программ аспирантуры допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура).

1.4. Поступающий представляет документ об образовании и о квалификации, удостоверяющий образование соответствующего уровня (далее - документ установленного образца).

1.5. Прием на обучение осуществляется на первый курс.

1.6. Прием на обучение осуществляется в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (далее соответственно - контрольные цифры, бюджетные ассигнования) и по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц (далее - договоры об оказании платных образовательных услуг).

1.7. Прием на обучение по программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих и осуществляется на конкурсной основе. На обучение зачисляются лица, наиболее способные и подготовленные к освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

1.8. При приеме в аспирантуру обеспечивается соблюдение прав граждан в области высшего образования, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии, объективность оценки способностей и склонностей поступающих, доступность руководства приемной комиссии на всех этапах проведения приема.

1.9. ИВ РАН может проводить дополнительный прием на обучение на вакантные места в установленные дополнительно сроки.

1.10. Прием в аспирантуру осуществляется по следующим группам научных специальностей, с учетом специализации Института востоковедения по изучению стран Азии, Северной Африки, Австралии и Океании:

5.2. «Экономика». Шифр и наименование научной специальности:

         -5.2.5. Мировая экономика

5.5. «Политология». Шифр и наименование научной специальности:

         -5.5.2. Политические институты, процессы, технологии

         -5.5.4. Международные отношения

5.6. «Исторические науки». Шифр и наименование научной специальности:

         -5.6.2. Всеобщая история

         -5.6.5. Историография, источниковедение, методы исторического исследования

         -5.6.7. История международных отношений и внешней политики

5.9. «Филология». Шифр и наименование научной специальности:

         -5.9.2. Литературы народов мира

         -5.9.6. Языки народов зарубежных стран (с указанием конкретного языка или группы языков)

         -5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика

  1.11. Организация приема граждан на обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется Приемной комиссией под председательством директора института. Состав, полномочия и порядок деятельности Приемной комиссии определяется положением о ней.

  1.12. Для проведения вступительных испытаний создаются экзаменационные и апелляционные комиссии, назначаемые директором института. Полномочия и порядок деятельности экзаменационных и апелляционных комиссий определяется положениями о них.

  1.13. Приемная комиссия осуществляет контроль за достоверностью сведений, представляемых поступающими. С целью подтверждения достоверности указанных сведений, Приемная комиссия вправе обращаться в соответствующие государственные информационные системы, государственные (муниципальные) органы и другие организации.

 

  1. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре разработаны в соответствии c:

- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-03;

- Приказом Минобрнауки России от 06.08.2021 № 721 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» от 30.11.2021 №2122;

- Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)» от 20.10.2021 № 951;

- Уставом Института.

 

  1. Организация информирования поступающих на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

3.1. ФГБУН ИВ РАН формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивает доступ к ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети Интернет – http://ivran.ru (далее – официальный сайт).

Не позднее 1 ноября года, предшествующего году приема на обучение:

а) правила приема, утвержденные ИВ РАН, в том числе:

-информацию о сроках проведения приема на обучение;

-особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья;

-правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;

-перечень индивидуальных достижений поступающих, учитываемых при приеме на обучение, и порядок учета указанных достижений.

б) количество мест для приема на обучение в рамках контрольных цифр;

в) перечень вступительных испытаний, с указанием по каждому вступительному испытанию следующих сведений:

-наименование вступительного испытания;

-максимальное количество баллов;

-минимальное количество баллов;

-приоритетность вступительного испытания при ранжировании списков поступающих;

-форма проведения вступительного испытания, языки, на которых осуществляется сдача вступительного испытания, программа вступительного испытания;

-информация о проведении вступительного испытания очно и (или) с использованием дистанционных технологий.

г) информация о местах приема заявлений о приеме на обучение и прилагаемых к ним документов (далее соответственно – прием документов; документы, необходимые для поступления), о почтовых адресах для направления документов, необходимых для поступления, об электронных адресах для направления документов, необходимых для поступления, в электронной форме.

д) образец договора об оказании платных образовательных услуг;

е) информация о наличии общежития.

2) не позднее 1 июня года приема на обучение:

а) количество мест для приема на обучение в рамках контрольных цифр по различным условиям поступления;

б) не позднее чем за 5 месяцев до начала зачисления на места по договорам об оказании платных образовательных услуг – количество указанных мест;

в) сроки зачисления (сроки размещения ранжированных списков поступающих на официальном сайте, завершения приема оригинала документа установленного образца или согласия на зачисление, издания приказа о зачислении);

3) не позднее чем за 14 календарных дней до начала вступительных испытаний – расписание вступительных испытаний.

3.2. С целью ознакомления поступающих на официальном сайте Института размещены следующие документы (копии):

  • лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
  • локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
  • документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

3.3. Приемная комиссия обеспечивает функционирование специальных телефонных линий для ответов на обращения, связанные с приемом граждан в аспирантуру.

3.4. Начиная со дня начала приема документов, необходимых для поступления, на официальном сайте и на информационном стенде размещается и ежедневно обновляется информация о количестве поданных заявлений о приеме и списки лиц, подавших документы, необходимые для поступления, на основные места в рамках контрольных цифр, на места по договорам об оказании платных образовательных услуг.

 

  1. Прием документов от поступающих

4.1. Для поступления на обучение поступающие подают заявление о приеме с приложением необходимых документов (далее вместе – документы, необходимые для поступления; документы, подаваемые для поступления; поданные документы).

4.2. Поступающий вправе предоставить заявление о приёме и документы любым из трех способов: а) лично в часы работы Комиссии по приёму документов, определяемых Приёмной комиссией; б) через операторов почтовой связи общего пользования, направив их по адресу: 107031, Российская Федерация, г. Москва, ул. Рождественка, 12, Приёмная комиссия ИВ РАН; в) в электронно-цифровой форме через официальный сайт ИВ РАН с соблюдением требований, предусмотренных в правилах приёма.

4.3. Лицо, которому поступающим предоставлены соответствующие полномочия (далее – доверенное лицо), может осуществлять представление в ИВ РАН документов, необходимых для поступления, отзыв указанных документов, иные действия, не требующие личного присутствия поступающего, при предъявлении выданной поступающим и оформленной в установленном порядке доверенности с указанием в ней предоставленных доверенному лицу полномочий.

4.4. Документы, необходимые для поступления, представляются в ИВ РАН в установленные графиком работы Приемной комиссии приемные дни; поступающему или доверенному лицу выдается расписка в приеме документов.

4.5. Институт размещает на официальном сайте в разделе «Аспирантура» http://aspirantura.ivran.ru/ (далее – сайт аспирантуры ИВ РАН) список лиц, подавших документы, необходимые для поступления, с указанием сведений о приеме или об отказе в приеме документов (в случае отказа – с указанием причин отказа).

4.6. Заявление на имя директора института о приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре подается с 10 мая 2022 г. по 31 августа 2022 г. для очной формы обучения с обязательным указанием названия направления подготовки, направленности программы (профиля) подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре с приложением следующих документов:

а) документа (документов), удостоверяющего личность и гражданство поступающего (в том числе может представить паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации);

б) оригинала или копии диплома специалиста или диплома магистра и приложения к диплому; копии указанных документов не заверяются;

К документам об образовании и о квалификации, удостоверяющим образование соответствующего уровня, относятся:

документ об образовании и о квалификации установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры;

документ государственного образца об уровне образования и о квалификации, полученный до 01.01.2014;

документ об образовании и о квалификации образца, установленного федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет», или документ об образовании и о квалификации образца, установленного по решению коллегиального органа управления образовательной организации, если указанный документ выдан лицу, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию;

документ об образовании и о квалификации, выданный частной организацией, осуществляющей образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково»;

документ (документы) иностранного государства об образовании и о квалификации, если указанное в нем образование признается в Российской Федерации на уровне соответствующего высшего образования (не ниже специалитета или магистратуры) (далее – документ об иностранном образовании).

Свидетельство о признании иностранного образования (при необходимости) представляется в те же сроки, что и документы установленного образца (далее - документ иностранного государства об образовании).

в) документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета (при наличии).

г) при необходимости создания специальных условий при проведении вступительных испытаний – документа, подтверждающего ограниченные возможности здоровья или инвалидность, требующие создания указанных условий;

д) для инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, – заключения федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в соответствующих образовательных организациях;

е) списка опубликованных научных работ, патентов на изобретения, отчетов по научно-исследовательской работе и иных результатов научной деятельности;

ж) документа (документов), свидетельствующих об индивидуальных достижениях поступающего, результаты которых учитываются при приеме на обучение в соответствии с Правилами приема (предоставляются по усмотрению поступающего);

з) мотивационного письма с изложением аргументированных оснований заинтересованности и способности обучаться по избранной программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Мотивационное письмо должно содержать необходимые сведения об опыте профессиональной подготовки и (или) деятельности поступающего; сведения, подтверждающие необходимость получения знаний, навыков и компетенций, предусмотренных избранной программой подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; перспективы и планы реализации полученных компетенций. Требования к объему и оформлению мотивационного письма указаны в Приложении №2 к настоящему Положению;

и) реферата по избранной направленности программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Требования к реферату указаны в Приложении №1 к настоящему Положению. Допускается предоставление вместо реферата подготовленных и защищенных в магистратуре выпускных квалификационных работ по теме предполагаемого в аспирантуре исследования; иные документы (представляются по усмотрению поступающего);

к) 2 фотографий 3x4.

Оригиналы документов, удостоверяющих личность и гражданство, а также диплом об окончании высшего учебного заведения предъявляются лично либо доверенным лицом при предъявлении таковым выданной поступающим и оформленной в установленном порядке доверенности с указанием в ней предоставленных доверенному лицу полномочий. Оригиналы документов предоставляются на момент зачисления в аспирантуру.

4.7. В заявлении о приеме на обучение поступающий указывает следующие обязательные сведения:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • дата и место рождения;
  • сведения о гражданстве (отсутствии гражданства);
  • реквизиты документа, удостоверяющего его личность, в том числе реквизиты выдачи указанного документа (когда и кем выдан), а также страховой номер индивидуального лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета (номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования) (при наличии);
  • сведения о предыдущем уровне образования и документе об образовании;
  • направление подготовки и направленность программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, для обучения по которой он планирует поступать, с указанием формы обучения и условий обучения;
  • наличие опубликованных работ, изобретений и отчетов по научно- исследовательской работе;
  • сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью;
  • сведения о наличии или отсутствии у поступающего индивидуальных достижений (при наличии – с указанием сведений о них);
  • сведения о наличии или отсутствии у поступающего потребности в предоставлении места для проживания в общежитии в период обучения;
  • почтовый адрес, электронный адрес и контактный телефон;
  • способ возврата поданных документов в случае не поступления на обучение (в случае представления оригиналов документов).

4.8. В заявлении фиксируется факт ознакомления (в том числе через информационные системы общего пользования) с копиями лицензии на осуществление образовательной деятельности ИВ РАН и приложений к ним. Факт ознакомления заверяется личной подписью поступающего либо подписью доверенного лица, если поступающим предоставлено доверенному лицу соответствующее полномочие.

4.9. Подписью поступающего (доверенного лица) заверяются также:

  • При поступлении на обучение на места в рамках контрольных цифр – отсутствие у поступающего диплома (свидетельства) об окончании аспирантуры, диплома кандидата наук;
  • ознакомление (в том числе через информационные системы общего пользования) с правилами приема, утвержденными ИВ РАН, правилами подачи апелляции при приеме по результатам проведения вступительных испытаний; с датами завершения представления поступающими оригинала диплома специалиста или диплома магистра при зачислении на места в рамках контрольных цифр; с датой завершения представления поступающими сведений о согласии на зачисление на места по договорам об оказании платных образовательных услуг;
  • согласие поступающего на обработку его персональных данных;
  • информированность поступающего об ответственности за достоверность сведений, указываемых в заявлении о приеме, и за подлинность документов, подаваемых для поступления.

4.10. Документы поступающих в аспирантуру рассматриваются Приемной комиссией Института.

4.11. На каждого поступающего заводится личное дело, в котором хранятся все поданные документы, материалы сдачи вступительных испытаний, в том числе документы, связанные с апелляцией, а также оригиналы или копии доверенностей, представленные доверенными лицами.

4.12. Поступающий, подавший заявление о приеме на обучение, может внести в него изменения.

4.13. Поступающий имеет право отозвать поданные документы, подав заявление об их отзыве способом, указанным в соответствующем пункте Правил, с указанием способа возврата документов (передача лицу, отозвавшему поданные документы, или доверенному лицу, направление через операторов почтовой связи общего пользования).

4.14. Поданные документы возвращаются одним из следующих способов:

а) если в заявлении об отзыве документов указано на необходимость передачи поданных документов лицу, документы которого отозваны, или доверенному лицу, комплект поданных документов передается указанному лицу. Указанное лицо имеет право получить указанные документы.

б) если в заявлении указано на необходимость направления поданных документов через операторов почтовой связи общего пользования, возврат поданных документов осуществляется только в части оригиналов документов.

 

  1. Вступительные испытания

5.1. Для поступающих на места в рамках контрольных цифр приема, а также по договорам об оказании платных образовательных услуг на определенное направление подготовки, устанавливаются одинаковые вступительные испытания.

5.2. Вступительные испытания проводятся на русском языке.

5.3. Поступающий однократно сдает каждое вступительное испытание.

5.4. Поступающие сдают следующее вступительное испытание:

    Комплексный экзамен, состоящий из двух частей: а) предварительной (письменной части), которая включает реферат по специальности и мотивационное письмо, подаваемые вместе с первичным пакетом документов и б) устной части экзамена, сдаваемого в зависимости от эпидемиологической ситуации проводимой в онлайн или офлайн формате. Решение о формате принимается директором ИВ РАН непосредственно перед началом экзаменов. Устная часть испытания включает: а) защиту реферата и мотивационного письма, б) собеседование по специальности, в) иностранный язык специальности – беседу на иностранном языке по теме будущей диссертации. По усмотрению приемной комиссии собеседование на иностранном языке по теме будущей диссертации может включать чтение текста по специальности объемом 1500 знаков с изложением поступающим содержания этого текста.

5.5. Экзамен по специальности проводится в форме ответов каждого поступающего на 2 любых вопроса, предлагаемых комиссией из списка вопросов (не более 30 вопросов по каждой специальности), размещаемых на сайте аспирантуры не позднее 10 июня. Комиссия имеет право задавать дополнительные вопросы в рамках программы.

5.6. Результаты проведения вступительного испытания оформляются протоколом, в котором фиксируются вопросы экзаменаторов к поступающему. На каждого поступающего ведется отдельный протокол.

5.7. Уровень знаний поступающего оценивается экзаменационной комиссией по стобалльной шкале. Каждое задание оценивается отдельно. Максимальные баллы по каждому аспекту вступительного испытания следующие: мотивационное письмо – 5 баллов, реферат по специальности – 5 баллов, защита реферата и мотивационного письма перед комиссией – 20 баллов, собеседование по специальности – 50 баллов, беседа на иностранном языке – 20 баллов. Минимальное количество баллов для зачисления на обучение по программам аспирантуры – 50 баллов.

5.8. Протокол приема вступительного испытания подписывается председателем и членами экзаменационной комиссии, которые присутствовали на экзамене, с указанием их ученой степени или ученого звания, занимаемой должности, и утверждается председателем Приемной комиссии. Протоколы приема вступительных испытаний после утверждения хранятся в личном деле поступающего.

5.9. Решение экзаменационной комиссии размещается на сайте аспирантуры ИВ РАН и на информационном стенде Приемной комиссии не позднее трех дней с момента проведения вступительного испытания.

5.10. Пересдача вступительных испытаний в какой бы то ни было форме не допускается. Сданные вступительные испытания действительны в течение календарного года.

5.11. Поступающим запрещается пользоваться какими-либо материалами в ходе собеседования. При несоблюдении поступающим порядка проведения вступительных испытаний члены экзаменационной комиссии, проводящие вступительное испытание, выносят устное предупреждение о замеченном нарушении. В случае повторного нарушения члены экзаменационной комиссии вправе прервать вступительное испытание с составлением соответствующего акта.

5.12. Лица, не явившиеся на вступительное испытание по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), допускаются к ним в других группах или индивидуально в период вступительных испытаний.

5.13. Лица, не явившиеся на вступительное испытание без уважительной причины, отказавшиеся отвечать на вопросы, получившие неудовлетворительную оценку, к дальнейшим вступительным испытаниям не допускаются и выбывают из конкурса.

5.14. Лица, не набравшие на вступительных испытаниях количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний, выбывают из конкурса.

5.15. При нарушении поступающим во время проведения вступительного испытания правил приема, утвержденных ИВ РАН, уполномоченные должностные лица составляют акт о нарушении и о не прохождении поступающим вступительного испытания без уважительной причины, а при очном проведении вступительного испытания – также удаляют поступающего с места проведения вступительного испытания.

 

  1. Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья

6.1. Граждане с ограниченными возможностями здоровья сдают вступительные испытания с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности).

6.2. При проведении вступительных испытаний очно, обеспечивается соблюдение следующих требований (применяется при проведении вступительного испытания в стенах Института):

  • присутствие ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором и т.д.);
  • поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;
  • поступающие с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами;
  • Продолжительность вступительного испытания для поступающих из числа инвалидов увеличивается по решению ИВ РАН, но не более чем на 1,5 часа.

 

  1. Общие правила подачи и рассмотрения апелляций

7.1. По результатам решения экзаменационной комиссии о прохождении вступительного испытания поступающий (доверенное лицо) вправе подать письменное заявление председателю Приемной комиссии о нарушении, по мнению поступающего, установленного порядка проведения вступительного испытания.

7.2. Рассмотрение апелляции не является пересдачей вступительного испытания. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только соблюдение установленного порядка проведения вступительного испытания или правильность оценивания результатов вступительного испытания.

7.3. Апелляция подается в день объявления результатов вступительного испытания или в течение следующего рабочего дня. Рассмотрение апелляций проводится не позднее следующего рабочего дня после дня подачи апелляции.

7.4. При рассмотрении апелляции имеет право присутствовать поступающий (доверенное лицо), который должен иметь при себе документ, удостоверяющий его личность.

7.5. После рассмотрения апелляции выносится решение апелляционной комиссии об изменении оценки результатов вступительного испытания или оставлении указанной оценки без изменения.

7.6. При возникновении разногласий в апелляционной комиссии проводится голосование, и решение принимается простым большинством голосов.

7.7. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего (доверенного лица) и хранится в личном деле поступающего. Факт ознакомления поступающего (доверенного лица) с решением апелляционной комиссии заверяется подписью поступающего (доверенного лица).

 

  1. Зачисление на обучение

8.1. По результатам вступительных испытаний формируются и размещаются на сайте аспирантуры ИВ РАН и на информационном стенде Приемной комиссии списки поступающих.

8.2. В аспирантуру Института проводится конкурс по направлениям подготовки. Зачисление в аспирантуру Института проводится на конкурсной основе по количеству баллов, набранных поступающими на вступительных испытаниях, на соответствующую направленность программы (профиль) подготовки научно-педагогических кадров в рамках направления подготовки.

8.3. Поступающие на обучение имеют право представить сведения о своих индивидуальных достижениях, учет которых осуществляется посредством начисления дополнительных баллов, которые включаются в сумму конкурсных баллов.

8.4. Институт учитывает следующие индивидуальные достижения и оценивает их соответствующим количеством баллов за каждое достижение (каждый диплом, сертификат, научную публикацию и т.д.):

- документ об образовании установленного образца с отличием, представленный для зачисления – 5 баллов;

- монография (научное или научно-популярное издание, объемом не менее 5 п.л., наличие 2 и более рецензентов, количество авторов – не более 3) – 5 баллов;

- научная статья в журнале, индексированном в международных наукометрических базах – 5 баллов;

- научная статья в журнале из перечня ВАК РФ – 3 балла;

- научная статья, индексированная в РИНЦ – 2 балла;

- свидетельство на изобретение, компьютерную программу, о регистрации базы данных – 5 баллов;

- диплом медалиста Всероссийской олимпиады «Я профессионал» – 5 баллов;

- диплом победителя Всероссийской олимпиады «Я профессионал», иной студенческой всероссийской олимпиады – 3 балла;

- диплом призера всероссийской студенческой олимпиады – 2 балла;

- знание восточных языков – 5 баллов (подтвержденное документально);

- участие с докладом на конференциях – 1 балл.

8.5. Порядок зачисления на обучение в рамках контрольных цифр приема следующий.

а) В первую очередь производится зачисление лиц, получивших наивысший балл. На оставшиеся места зачисляются по конкурсу поступающие в аспирантуру в соответствии с количеством баллов, набранных на вступительных испытаниях.

б) При равенстве конкурсных баллов преимущественное право на зачисление получают лица в следующей последовательности:

  • получившие высший балл (50) за собеседование по вопросам специальной дисциплины;
  • имеющие опубликованные работы в научных изданиях, индексируемых в РИНЦ, Scopus, Web of Science, Springer;
  • участники олимпиад и конкурсов научных работ, награжденные дипломами, медалями и др. при подтверждении этих наград;
  • участники международных и российских научных конференций, семинаров и др., выступившие на них с докладами при подтверждении этих выступлений соответствующими сертификатами;
  • поступающие, получавшие стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации
  • участники (руководители, исполнители) международных и российских грантов;
  • лица, имеющие диплом о высшем образовании с отличием.

8.6. Конкурс для поступающих на обучение в рамках контрольных цифр и по договорам об оказании платных образовательных услуг раздельный. Поступающие на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг не имеют права участвовать в конкурсе в рамках контрольных цифр приема.

8.7. 25 сентября 2022 г. завершается прием оригиналов диплома специалиста или диплома магистра от поступающих на места в рамках контрольных цифр приема. Зачислению на места по договорам об оказании платных образовательных услуг подлежат поступающие, давшие согласие на зачисление не позднее 27 сентября 2022 г.

8.8. Лица, включенные в список рекомендованных к зачислению и не представившие без уважительной причины, объясненной в письменной форме и заверенной личной подписью, в установленный срок (либо отозвавшие) оригинал диплома специалиста или диплома магистра, выбывают из конкурса и рассматриваются как отказавшиеся от зачисления.

8.9. Количество конкурсных мест в конкурсных списках на места в рамках контрольных цифр по общему конкурсу увеличивается на количество мест, равное числу поступающих, не представивших оригинал диплома специалиста или диплома магистра.

8.10. При зачислении на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг установленное количество мест может быть превышено по  решению ИВ РАН.

8.11. Представленные поступающим оригиналы документов возвращаются лицу, отозвавшему поданные документы (за исключением случая, указанного в соответствующем пункте Правил) либо не поступившему на обучение, в соответствии со способом возврата поданных документов, указанным в заявлении об отзыве поданных документов или в заявлении о приеме на обучение, в течение 20 рабочих дней соответственно после отзыва поданных документов или после подведения итогов конкурса.

8.12. Решение о приеме в аспирантуру или отказе в приеме сообщается поступающему в пятидневный срок после решения Приемной комиссии института, но не позже, чем за десять дней до начала занятий.

8.13. Поступающие, не прошедшие по конкурсу в аспирантуру в рамках контрольных цифр, могут быть зачислены на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг.

8.14. Поступающие на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг, рекомендованные Приемной комиссией к зачислению, оформляют в Отделе аспирантуры института договор на обучение, содержащий правовые обязательства сторон. В приказ о зачислении включаются поступившие в аспирантуру и оплатившие соответствующие договоры.

8.15. Зачисление в аспирантуру на очную форму обучения производится с 27 сентября 2022 г. приказом директора ИВ РАН. Учебные занятия начинаются в октябре 2022 г.

8.16. Приказ о зачислении размещается на сайте аспирантуры ИВ РАН и на информационном стенде Приемной комиссии и доступен пользователям в течение 6 месяцев со дня его издания.

 

  1. Особенности проведения приема иностранных граждан и лиц без гражданства

9.1. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре за счет бюджетных ассигнований в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – квота на образование иностранных граждан), а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.

9.2. Зачисление иностранных граждан и лиц без гражданства в пределах квоты на образование иностранных граждан осуществляется по направлениям, выданным Министерством образования и науки Российской Федерации, и оформляется отдельным приказом ИВ РАН.

9.3. Иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ).

9.4. Соотечественники, проживающие за рубежом, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 (далее – Государственная программа), и члены их семей имеют право на получение высшего образования по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с Государственной программой.

9.5. Поступающие на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре проходят вступительные испытания вместе с основным потоком поступающих.

9.6. При подаче заявления (на русском языке) о приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре иностранный гражданин представляет следующие документы:

  • копию паспорта иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • оригинал документа об образовании (далее – документ об иностранном образовании) (или его заверенную в установленном порядке копию) в случае, если удостоверяемое указанным документом образование признается в Российской Федерации на уровне не ниже высшего образования (специалитет или магистратура) в соответствии с частями 1-3 статьи 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации, оригинал свидетельства о признании документа об иностранном образовании, на уровне не ниже высшего образования (специалитет или магистратура) (или его заверенную в установленном порядке копию);

- заверенный в установленном порядке перевод на русский язык документа об иностранном образовании и приложения к нему (если последнее предусмотрено законодательством государства, в котором выдан такой документ об образовании);

  • копии документов или иных доказательств, подтверждающих их принадлежность к соотечественникам, проживающим за рубежом, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»;
  • свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637;
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) поступающего, указанные в переводах поданных документов, должны соответствовать фамилии, имени и отчеству (при наличии) поступающего, указанным во въездной визе;
  • 4 фотографии поступающего 3x4

9.7. Прием иностранных граждан на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется на основании результатов вступительных испытаний (за исключением приема иностранных граждан на обучение в рамках квоты на образование).

9.8. Зачисление иностранных граждан, поступающих на места в рамках квоты на образование, проводится в сроки, определяемые Министерством образования и науки Российской Федерации.

9.9. Зачисление иностранных граждан на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг осуществляется в соответствии с п.п. 8.13., 8.14. настоящих Правил.

9.10. Договоры с гражданами иностранных государств оформляются в Отделе аспирантуры ФГБУН ИВ РАН.

 

Приложение № 1

Требования, предъявляемые к вступительному реферату

Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю) – краткое изложение в письменном виде результатов изучения интересующей научной проблемы, включающее обзор соответствующих литературных и других источников.

  1. Цель написания реферата по предполагаемой теме Научно-квалификационной работы (диссертации) заключается в том, чтобы продемонстрировать наличие у поступающего:
    • необходимых теоретических и практических знаний по выбранному направлению научной деятельности;
    • соответствующего уровня владения основами научной методологии;
    • самостоятельного исследовательского мышления;
    • определенного задела по предполагаемой теме научно-квалификационной работы.
  2. Реферат является авторской квалифицированной работой по научному направлению, соответствующему избранной научной специальности (профилю подготовки). Тема реферата определяется поступающим либо самостоятельно, либо совместно с предполагаемым научным руководителем.
  3. Реферат должен быть написан научным языком.
  4. Объем реферата должен составлять около 15 000 печатных знаков.
  5. Структура реферата:
  • Титульный лист.
  • Содержание.
  • Ключевые слова.
  • Резюме содержания (1-2 абзаца).
  • Введение (не более 3 страниц). Во введении необходимо обосновать выбор темы, ее актуальность, очертить область исследования, объект исследования, основные цели и задачи исследования, сформулировать выдвигаемые гипотезы, методологическую основу.
  • Основная часть. Основная часть состоит из 2-3 разделов. В них раскрывается суть исследуемой проблемы, проводится обзор мировой литературы по предмету исследования, в котором дается характеристика степени разработанности проблемы и авторская аналитическая оценка основных теоретических подходов к ее решению. Изложение материала не должно ограничиваться лишь описательным подходом к раскрытию выбранной темы. Оно также должно содержать собственное видение рассматриваемой проблемы и изложение собственной точки зрения на возможные пути ее решения.
  • Заключение (1-2 страницы). В заключении кратко излагаются методы дальнейшего исследования, а также предполагаемые научные результаты.
  • Список использованной литературы и источников (не меньше 15 источников) в алфавитном порядке, оформленный в соответствии с принятыми правилами. В список использованной литературы рекомендуется включать работы отечественных и зарубежных авторов, в том числе статьи, опубликованные в научных журналах в течение последних 3-х лет.
  • Приложение (при необходимости).
  1. Требования к оформлению:
    • текст с одной стороны листа;
    • шрифт Times New Roman;
    • кегль шрифта 14;
    • межстрочное расстояние 1,5;
    • поля: по 2 см со всех сторон;
    • электронный вариант реферата должен быть представлен в формате doc, docx, rtf либо pdf.
    • бумажный вариант реферата должен быть представлен в сброшюрованном виде;
    • титульный лист оформляется в соответствии с образцом;
    • библиографические ссылки, включенные в текст реферата, и библиографический список в конце работы должны быть составлены в соответствии с государственными требованиями к библиографическому описанию документа.
  2. Если у поступающего по теме предполагаемой научно-квалификационной работе имеется защищенная выпускная квалификационная работа, соответствующая предъявляемым требованиям, то она может быть зачтена в качестве вступительного реферата по согласованию Приемной комиссии.

 

Приложение № 2

МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО
 

  1. Мотивационное письмо – это эссе, в котором Вы в свободной форме излагаете Ваши аргументы по поводу своей кандидатуры. Цель мотивационного письма – убедить Приемную комиссию в том, что Ваша кандидатура в полной мере подходит для зачисления на избранную образовательную программу.
  2. Мотивационное письмо должно быть составлено на языке реализации образовательной программы.
  3. Оптимальный объем письма – 500-800 слов, около 1-2 страниц. Требования к оформлению: шрифт Times New Roman прямого начертания, кегль (размер) шрифта 12, междустрочный интервал полуторный.
  4. Мотивационное письмо должно быть логично построенным, сбалансированным, написанным четким, в меру креативным деловым языком, без использования жаргонных слов и выражений, но и без крена в сухой бюрократический стиль.
  5. Во введении мотивационного письма целесообразно указать общую информацию о себе: образование (ВУЗ, специальность или направление), тема выпускной квалификационной работы (если связана с будущей научно-исследовательской деятельностью), другие сведения образовательного и научного плана, описывающие образовательный и научный бэкграунд.
  6. В мотивационном письме должны быть изложены аргументированные основания:

а) заинтересованности в обучении по избранной образовательной программе;

б) способности к обучению по избранной образовательной программе (в том числе содержащие сведения об успехах и достижениях в избранной области, имеющейся профессиональной подготовке или опыте профессиональной деятельности);

в) перспективы применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.